Здесь мы переходим ко второй части вопроса — культурной. Конкретная форма, узор, цвет и название головного убора — это уже результат многовекового развития культур разных народов, принявших ислам.
- Центральная Азия (такия/калпок): У тюркских народов тюбетейка — это мощный культурный маркер. По ее орнаменту можно было определить регион, социальный статус и даже возраст человека. Узбекские и таджикские тюбетейки известны своей сложной и красивой вышивкой.
- Кавказ (папах, аракчин): На Кавказе под традиционную папаху часто надевали небольшую шапочку (аракчин), которая и является аналогом тюбетейки.
- Южная Азия (топи, куфи): В странах вроде Пакистана и Индии распространены свои фасоны головных уборов, часто более объемные и простые по форме.
- Ближний Восток (кафия/куфия): Традиционный головной убор арабов — это куфия и агаль, которые выполняют ту же практическую и культурную функцию.
Ислам, приходя в новый регион, не уничтожал местную культуру, а очищал ее от элементов, противоречащих монотеизму, и облагораживал. Ношение головного убора как сунна гармонично слилось с местными традициями, породив то многообразие, которое мы видим сегодня.