Отношение к природе и животным в исламе основано на принципах милосердия, ответственности и осознания того, что все творения являются частью божественного замысла и восхваляют Аллаха. Сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) наполнены указаниями на доброе, справедливое и уважительное отношение ко всему живому.
Вот подробный обзор сунн, связанных с отношением к природе и животным.
1. Милосердие и доброта к животнымПророк (мир ему) строго запретил причинять вред животным и призвал к merciful обращению с ними.
- Запрет на издевательство и причинение страданий: Пророк сказал: «Аллах проклял того, кто изуродовал [или пометил] живую скотину» (Муслим). Сюда относится любая жестокость: избиение, нанесение увечий, использование животного как мишени.
- Облегчение нагрузки и забота о потребностях: Нельзя нагружать животное сверх его сил. Пророк рассказал историю о женщине, попавшей в Ад за то, что она заперла кошку, не кормила ее и не отпускала, чтобы та сама нашла себе пропитание. И историю о человеке, который напоил страшно жаждавшую собаку и за это вошел в Рай (аль-Бухари, Муслим).
- Забота при забое: Если необходимо забить животное для пищи, делать это следует максимально безболезненно острым ножом, не точа его на глазах у животного, и произнося имя Аллаха («Бисмиллях»).
- Запрет на содержания животного только для развлечения, не обеспечивая его должным уходом.
2. Права животныхПророк (мир ему) прямо указал на права, которые есть у животных над человеком:
«Поистине, над бессловесными животными вы имеете [следующие] права: вы должны кормить их, когда они едят [т.е. хорошо кормить], поить, когда они пьют [т.е. хорошо поить], не причинять им страданий [не нагружать сверх сил] и не бить их по лицу [самое уязвимое место]» (Ахмад).
3. Посадка деревьев и охрана окружающей среды- Посадка деревьев как садака (милостыня): Любое дерево или растение, посаженное человеком, от которого пользуются люди, птицы или животные, считается для него непрерывной милостыней (садака джария). Пророк (мир ему) сказал: «Если мусульманин посадит дерево или посеет зерно, а затем птица, человек или животное съест с него [плод], это будет засчитано ему как милостыня» (аль-Бухари, Муслим).
- Запрет на бесцельную вырубку деревьев и порчу растительности. Даже во время войны Пророк запрещал вырубать деревья, уничтожать посевы и убивать скот.
- Экономия ресурсов (воды): Пророк запрещал расточительно использовать воду, даже если человек находится у реки. Он сказал: «Не расточайте воду, даже совершая омовение в проточной реке» (Ибн Маджа). Это прямое указание на бережное отношение к природным ресурсам.
4. Запрет на загрязнение окружающей среды- Избегание причинения вреда общественным местам: Пророк (мир ему) назвал удаление с дороги того, что причиняет вред людям (например, ветки, камни, мусор) — проявлением веры (имана). Это одна из форм садаки.
- Запрет на справление нужды у источников воды, на дорогах и в тенистых местах, где отдыхают люди. Это прямое указание на необходимость сохранять среду обитания чистой и безопасной.
5. Благодарность и размышление над творениями- Наблюдение и размышление (тафаккур) над природой как над знамением (аятом) Аллаха. В Коране постоянно призывают задуматься над творениями: животными, горами, морями, звездами. Это укрепляет веру.
- Благодарность Аллаху за все блага, которые Он даровал через природу: воду, пищу, воздух, лекарства.
Краткий итог: Сунны в отношении к природе и животным показывают, что
ислам — это религия экологического сознания и сострадания.
- Животные — не бездушные существа, а творения, которые, как и люди, восхваляют Аллаха, и над которыми человек поставлен попечителем (халифой), несущим ответственность.
- Природа — это не просто ресурс для потребления, а аят (знамение), Trust (амана), данный человеку для сохранения и разумного использования.
Следование этим суннам — это не только получение награды, но и выполнение обязанности перед Аллахом и перед всем миром, который Он создал.
Пусть Аллах даст нам сил быть милосердными попечителями на этой Земле. Аминь.